- Изготовление бумаги в домашних условиях
- 1. Введение
- 2. Основная часть
- 3. Заключение
- 4. Используемые источники
- Как сделать бумагу в домашних условиях?
- Подготовка макулатуры
- Изготовление сетки для отжима
- Ускорение процесса замачивания
- Сушка самодельной бумажного листа
- Советы по изготовлению бумаги
- Предупреждения и предосторожности
- Как сделать бумагу своими руками
- Материалы, которые понадобятся для создания бумаги:
- Как сделать рамку с сеткой:
- Шаг 1. порежьте бумагу
- Шаг 2. смешайте все и сделайте бумагу ручной выделки
- Шаг 3. вынимаем листы
- Шаг 4. снятие с сетки
- Шаг 5. прессование
- Шаг 6: просушивание
- Изготовление бумаги своими руками
- Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
- Основное сырьё
- Добавки в композицию
- Процесс изготовления
- Бумага ручного литья
- Какие натуральные материалы используются при создании бумаги? Из чего можно сделать бумагу в домашних условиях?
- Как правильно хранить бумагу ручного литья?
- Какие краски/тушь лучше всего ложатся на такую бумагу, и что из них точно не подойдёт при письме?
- Можно ли размечать её карандашом и затем стирать разметку — или это слишком сильно будет травмировать бумагу?
- Возможна ли принтерная печать на такой бумаге или она забьет барабан и будет застревать при печати?
Изготовление бумаги в домашних условиях
Изготовление бумаги в домашних условиях
1. Введение 2. Основная часть 2.1 Бумага из вторичного сырья 2.2 Изготовление бумаги в домашних условиях 3. Заключение
4. Используемые источники
1. Введение
Бумага своими руками… Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает.
Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.
Таким образом, цель данного проекта: научиться изготавливать бумагу самостоятельно.
Задачами проекта стали:• Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);• Научиться применять вторичное сырьё;• Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов.
То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.
2. Основная часть
2.1 Бумага из вторичного сырья.
“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати.
Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью.
Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.
Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца.
Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки.
Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность — она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась.
Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.
В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки.
Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту.
Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота.
Такая бумага и в современной Японии — один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма.
Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.
Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе.
Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” — из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания.
Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм.
Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.
От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном.
Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы.
Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована…
египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.
В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги — “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?
2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях
МЕТОД I
Вам понадобится:Большая кастрюля Листы использованной бумаги Миксер или кухонный комбайн Вода Кусок марли с мелкими отверстиями Растворимый крахмал (две чайные ложки)
Два листа промокательной бумаги (или газета)
Что делать:Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4) Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой).
Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки). Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой. Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась. Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте. Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу.
Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.
МЕТОД II
Вам понадобится:Ступка и пестик Литровая стеклянная мензурка Горелка Кастрюля Кусок марли с мелкими отверстиями Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)
Что делать:Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку. Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут. Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.
МЕТОД III
Его использовали авторы проекта для изготовления бумаги в домашних условиях.
Инструменты:Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве.
Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу.
Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.На изготовление 2—3 листов бумаги надо приблизительно 3—4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.
Процесс:1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки.
Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.2. Снимается верхняя рамка (без сетки).3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4.
В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.
Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.
3. Заключение
Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод. Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное.
Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.
4. Используемые источники
1. “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.
3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht
Авторы проекта: обучающиеся МОУ СОШ № 33 г. Энгельса:
Кормилина Евгения и Иодис Татьяна, 6а класс
Руководитель проекта: Соленкова Наталья Николаевна,
учитель географии
Фотоотчет:
Как сделать бумагу в домашних условиях?
Что же делать, если под рукой нет бумаги, но надо срочно что-то записать? Можно сделать бумагу своими руками!)) Если серьезно, то самодельная бумага может стать интересным и необычным сюрпризом, особенно для близкого человека. Тем более, что при изготовлении можно добавить несколько разноцветных травинок, а это добавит необычную текстуру бумажному полотну. Сегодня расскажем как сделать бумагу в домашних условиях своими руками из подручных материалов.
Для этого нам понадобятся следующие вещи и инструменты:
— старые газеты, салфетки или другая макулатура;
— сито для просеивания муки;
— если нет сита для муки, то потребуется сеточка и ненужная кастрюлька или чашка;
— теплая вода;
— сухое полотенце;
— скалка для пельменей.
Все эти компоненты есть почти в каждом доме, поэтому можем смело приступать к изготовлению бумаги с домашних условиях.
Подготовка макулатуры
Чтобы начать делать бумагу самому, нужно сначала подготовить сырье для ее производства. Лучше всего тут подойдут старые потрепанные газеты, бумажные салфетки или любая макулатура с высоким содержанием целлюлозы.
Макулатуру нужно подготовить — разорвите ее на очень мелкие части. Размер каждой части желательно не больше 1-2 см, чтобы эти кусочки легче размачивались.
Замочите полученные кусочки макулатуры в теплой чистой воде. Лучше всего замачивать на всю ночь и не менее 1 часа. Бумажные салфетки из тончайшей бумаги можно замачивать и на полчаса.
Пока сырье отмачивается, можно изготовить рамку для отжимания лишней влаги.
Еще интересно: Что творится за кадром – производство бумаги и технология
Изготовление сетки для отжима
Для этого нужно взять старую домашнюю металлическую кастрюлю или пластиковую чашку и вырезать отверстие на ее дне. Отверстие нужно сделать так, чтобы осталась кромка по внутреннему периметру около 2 см. К этой кромке позже будем крепить сеточку.
Металлическую или пластиковую сеточку с мелкой ячейкой положите на дно кастрюли или чашки. Чтобы сетка не провалилось в отверстие, нужно вырезать ее в размер дна кастрюли.
Замочите макулатуру в теплой воде.
Ускорение процесса замачивания
Чтобы ускорить процесс растворения макулатуры, можно измельчить с помощью блендера. Не сыпьте всю бумагу сразу, а лучше перерабатывать ее небольшими порциями со средней скоростью вращения блендера. При этом помешивайте смесь воды и бумаги, пока консистенция не станет жидкой.
Далее налейте полученную кашицу в чашку и заполните ее теплой водой. Размешайте содержимое ванны до равномерного распределения всей массы макулатуры в воде.
Затем опускаем рамку с сеткой в чашку с бумажной кашицей и держим так, пока она не заполнится бумажными волокнами.
После этого следует поводить туда-сюда ситом ,чтобы обеспечить равномерное распределение целлюлозы по слою.
Сушка самодельной бумажного листа
Аккуратно достаем сито из чашки и даем воде стечь. Для ускорения можете сбросить воду, как это делаем с макаронами или рисом. Это быстрее избавит волокна будущей бумаги от воды.
Положите сито вверх дном, чтобы обеспечить равномерное просыхание листа бумаги на воздухе. Следите за листом, чтобы он не отвалился, иначе вся работа пойдет на смарку, если лист порвется.
Спустя 1 час выложите лист непросохшей до конца бумаги на полотенце или салфетку.
Закройте бумажный лист полотенцем сверху и прокатайте этот бутерброд скалкой. При этом лишняя вода будет впитываться в полотенце.
Еще интересно: Подарки своими руками: 3 бесплатных способа
Аккуратно поднимите верхний край полотенца с домашней почти готовой бумаги.
Очистите бумагу нижним краем полотенца и отложите ее сушиться на ночь.
После сушки самодельная бумага готова и на ней можно писать ручкой, фломастером или карандашом.
Советы по изготовлению бумаги
Для того, чтобы быстрее высушить бумажный лист, вы можете использовать фен, но сушить надо медленно, чтобы бумага не покоробилась.
Можно использовать сито для просеивания муки, только и чашку для кашицы тоже нужно подобрать соответствующую.
Украсьте домашнюю бумагу, сделанную своими руками, добавив сушеные травы, сухие цветы или блестящий лак.
Занятия с изготовлением бумаги очень нравятся детям, поэтому с ними можно заниматься таким творчеством хоть каждый день. При этом у ребенка развивается мелкая моторика и понимание физических процессов окружающего мира.
Немного потренировавшись, можно наладить неплохое производство бумаги, пригодной для творчества и поделок. Для массового производства, конечно, не дотянете, но для элементов домашнего декора типа hand made вполне сгодиться. Если проявить смекалку и воспользоваться воображением, можно изготовить уникальные бумажные изделия.
Просмотрите еще видео на тему «как делать бумагу в домашних условиях своими руками» — очень познавательно и интересно.
Предупреждения и предосторожности
Создание самодельной бумаги обычно довольно грязный и мокрый эксперимент, так что продумайте заранее место, где вода не навредит домашним вещам и не помешает домочадцам.
Как сделать бумагу своими руками
от Aleksey | Поделки Из Бумаги Прочее Мастерская | Воскресенье, 26 февраля 2017
Подпишитесь на Make-Self.net в и читайте наши статьи первыми. |
Создание бумаги собственными руками может оказаться довольно простым и легким процессом. Это также отличный способ найти применение старым чекам, завалявшейся макулатуре, ненужным буклетам, корреспонденции, отксеренным листкам, которые Вы давно намеривались выбросить в мусорное ведро. И вместо того, чтобы избавиться от этих вещей, Вы можете создать из них уникальную вещь ручной работы.
Так есть ли у Вас на подхвате подобная макулатура? А также пластмассовая емкость и кухонный блендер? Имея всего лишь несколько компонентов и придерживаясь простых инструкций, Вы с легкостью создадите своими руками бумагу и превратитесь в настоящего друга окружающей среды.
Материалы, которые понадобятся для создания бумаги:
- вода;
- макулатура;
- пластмассовая ёмкость;
- кухонный блендер (если такого не имеется, вовсе не обязательно покупать новый, достаточно приобретения и б/у);
- две рамки, на одной из которых натянута мелкая сетка;
- доски или губка и скалка;
- полотенца, шерстяные одеяла, одежда, пеллон, флисовые тряпки и другой, впитывающий влагу, материал.
Как сделать рамку с сеткой:
ПОХОЖЕЕ: Реквизит для веселых фотосессий. 40+ Шаблонов
ПОХОЖЕЕ: Фрукты из бумаги {10 Шаблонов}
ПОХОЖЕЕ: Геометрическое 3D сердце из бумаги
ПОХОЖЕЕ: Коварная люстра из бумаги
Шаг 1. порежьте бумагу
Отрежьте либо аккуратно бумага для рисования на одинаковые квадратики размеров в 1 дюйм. Затем замачивайте бумажные кусочки в течение нескольких часов, или оставьте на ночь.
Акварельная, печатная и рисовальная бумага подойдет как нельзя лучше, так как она произведена из прочных волокон, что делает её крепким лоскутом, а не химически обработанным древесным волокном.
И все же, это отличный эксперимент с ненужной корреспонденцией, офисными бумагами, бумажными пакетами из магазинов, рекламными буклетами и многим другим. Заметьте, никакого пластика.
Ну и, конечно же, это эксперимент с разными цветовыми комбинациями.
Шаг 2. смешайте все и сделайте бумагу ручной выделки
Заполните кухонный комбайн водой. Добавьте небольшую горсть-две порезанной макулатуры (но не больше, чтобы не допустить сгорания мотора нашего оборудования). Включите блендер и смешивайте до тех пор, пока макулатура не превратится в однородную бумажную массу.
Не вздумайте делать смузи из полученной бумажной смеси.
Затем необходимо найти ёмкость, в которой и будет происходить основной процесс создания бумаги. Заполните около 1/3 половины ёмкости полученной бумажной массой, после чего добавьте воды. Чем больше бумажной смеси Вы добавите в воду, тем плотнее по толщине получится бумага.
Шаг 3. вынимаем листы
Для этого вам понадобится рамка с мелкой сеткой необходимого размера. На самом деле, это две рамки, одна из которых оснащена очень мелкой сеткой. Он обеспечивает задержку мелких частиц бумаги и процеживания воды.
Для формирования листа: совместив две рамки, опустите полученное устройство строго вертикально под углом в 45° в ёмкость с бумажной смесью. После этого осторожно поверните рамку горизонтально, погружая её полностью в воду. Вынимая рамку с сеткой, старайтесь придать ей вертикальное положение. На сетке будет держаться та самая бумажная смесь. Аккуратно встряхните рамку и дайте стечь воде.
Шаг 4. снятие с сетки
Далее нам необходимо переместить мокрый листок с сетки на сухую, впитывающую воду поверхность. Лоскуты из шерстяного войлока подойдут идеально, но это не значит, что нужно применять только их.
На самом деле есть множество альтернативных вариантов: шерстяные одеяла, мягкие и даже бумажные полотенца, толстые неплавящиеся поверхности, пеллон, флисовые тряпки, постельные простыни и т.д.
Отделив сетку от рамки, прислоните её широкой стороной к заранее подготовленной поверхности так, чтобы сетка оставалась внизу, а влажная бумага – вверху. Быстро и осторожно переворачивайте сетку движением, будто вы закрываете дверь.
Шаг 5. прессование
Вариант 1: Ручное прессование. Поместите кусочек ткани из пеллона либо бумажное полотенце на верхнюю часть вашего полученного листа бумаги. Маленькой губкой начинайте давление – сначала с легким нажимом, а затем все сильнее и сильнее. Если у вас под рукой есть валик или скалка, можете использовать их для создания еще более сильного нажима.
Вариант 2: Прессование с помощью досок. Используйте всю имеющуюся войлочную ткань или бумажные полотенца, размещая их поверх сетки один над другим. Когда весь тканевый материал закончится, накройте полученную конструкцию деревянной доской, на которую можно разместить, к примеру, тяжелые гантели, либо встать самому для лучшего прессинга.
Шаг 6: просушивание
Вариант 1: Поверхностная сушка Найдите плоскую и плотную поверхность. Отлично подойдут ровные деревянные доски, оргстекло и жаростойкий пластик.
Возьмите влажный лист и аккуратно выложите его на плоскую поверхность. Убедитесь, что края также находятся под сильным прессингом. Оставьте бумагу на 1-3 дня, чтобы дать ей возможность хорошо просушиться.
Время сушки зависит от толщины бумаги и влажности помещения.
Вариант 2: Попеременное просушивание. Возьмите немного промокательной бумаги, полотенец либо другого, впитывающего влагу, материала.
Поставьте подготовленный сухой материал, и затем поверх него выложите влажный рукодельный бумажный лист.
Повторите. Создайте своеобразную стопку.
Завершив создание слоев, положите сверху деревянную доску либо тяжелую книгу. Проверяйте бумагу ежедневно и заменяйте вобравший влагу материал на сухой.
Вариант 3: Обычное просушивание. Этот способ наиболее прост. Возьмите ваш влажный лист бумаги, положите его на полку, обычный или рабочий стол и оставьте сушиться. Да, это дико странно и примитивно, но иногда именно такой своеобразный метод является наиболее оптимальным.
Вариант 4: Просушивание на пеллоне или одежде. После прессинга возьмите пеллон или лоскут одежды с еще прикрепленной к ним влажной бумагой, и аккуратно, за верхние края ткани повесьте материал на бельевую веревку. Просушивание подобным образом займет от одного до двух дней, после чего бумагу можно отцепить от ткани. Правда бумага получится немного шероховатой.
Вот и все, мы высушили бумагу!
Также, если у вас в ёмкости еще останется немного бумажной смеси, можете смело её сохранять. Возьмите мелкое сито, чтобы извлечь бумажную массу из воды. Затем сверните её в шарик и дайте просушиться. Для повторного использования просто замочите шарик на ночь, порежьте на маленькие кусочки и снова прокрутите в блендере.
Изготовление бумаги своими руками
Изобретение бумаги и многочисленные способы её использования определили пути развития цивилизации [Из книги Иэн Сэксом “Бумага”]
Мы давно хотели написать о том, как своими руками, дома, сделать лист бумаги для письма, рисования или для поделок. В этом году внучки подарили мне на день рожденья замечательные поделки из бумаги, которую они изготовили дома. А до этого они знакомились с производством бумаги в музее.
Так что речь пойдёт об изготовлении бумаги своими руками в домашних условиях. Эту бумагу называют ещё “бумагой ручного черпания”.
Бумага только в девятнадцатом веке стала производиться с помощью машин в виде длинного полотна, наматываемого в рулон. А до изобретения бумагоделательной машины бумагу делали вручную, каждый лист по отдельности. Ручной отлив до сих пор распространён в ряде азиатских и латиноамериканских стран.
При многих современных промышленных предприятиях, например, на бумажной фабрике в итальянском Фабриано , сохранились участки ручного отлива бумаги.
Ручной отлив демонстрируется в ряде музеев бумажного производства, а в некоторых из них, посетителям предоставляют возможность самим сделать бумагу, а иногда и сделать из неё блокнотик или что-то напечатать на ней.
Хорошее оснащение имеют участки/лаборатории по изготовлению отливок в университетах, институтах лесотехнического профиля, готовящих специалистов — бумажников, исследовательские лаборатории и лаборатории отделов технического контроля на целлюлозно-бумажных предприятиях.
Современная мастерская ручного отлива — производства бумаги ручным черпанием
Изготовление бумаги своими руками может быть интересным занятием как для взрослых так и для детей. Это может быть интересно и познавательно в качестве занятия в детском саду или в школе.
Изготовление бумаги поможет приоткрыть загадку получения этого, встречающегося в нашей жизни на каждом шагу материала.
Будет способствовать пониманию детьми и технологических основ изготовления бумаги и важности организации регенерации бумаги после её использования.
Из бумаги, изготовленной своими руками можно сделать оригинальную, имиджевую бумагу для поздравлений, визиток, конвертов, писем и т.д.
Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
Показаны этапы “мокрой” стадии изготовления бумаги: отлив бумажной массы на сетке; перенос с сетки на тканевую несущую поверхность; и влажный лист на тканевой поверхности
Из чего делать бумагу?
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Добавки в композицию
- Белый винный уксус для обесцвечивания некоторых включений, содержащихся в бумаге (это не обязательно).
- Красители. Может быть использован пищевой краситель или пигменты, в том числе в виде водорастворимых гуашевых красок. Смешивать цвета следует осторожно. Можно легко получить некрасивый грязно-коричневый цвет. При использовании цветных салфеток можно обойтись без добавления красителей. Цвет бумаги будет зависеть цвета исходных салфеток и соотношения цветных составляющих композиции.
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
- Растительные добавки: семене, лепестки цветов, травинки, опилки. Такие добавки позволяют получить интересные эффекты для декоративной бумаги, предназначенной для праздничной упаковки, поздравлений и т. д.
Процесс изготовления
Последовательность операций:
1.Измельчение бумажного сырья. Запечатанную бумагу (макулатуру) или салфетки нужно разорвать на кусочки величиной 3–5 см.
Можно воспользоваться и шредером, но ширина полосок желательна более 5 мм.
Это связано с тем, что подготовку волокон к изготовлению бумаги нужно провести в условиях максимального сохранения их длины для сохранения механической прочности бумаги.
2. Замачивание . Сухие кусочки бумаги заливают тёплой водой и выдерживают 1–4 часа для намокания и набухания волокон. Если волокна набухнут не достаточно, то при последующем механическом измельчении могут возникнуть трудности с дальнейшим измельчением кусочков бумаги.
3.Роспуск замоченного сырья (бумажники говорят, распустить) на достаточно мелкие элементы. С этой задачей хорошо справляется бытовой блендер.
Полученная масса может быть использована для изготовления (отлива) листов бумаги или для введения добавок (смотрите раздел “добавки в композицию”).
Часть включений, которые не обладают устойчивостью к механическим воздействиям, следует вводить в бумагу позднее, после того, как лист будет сформирован (отлит), перед сушкой.
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии.
Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера.
Для тонирования или окрашивания добавить красители. Для получения декоративных эффектов ввести другие добавки.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”.
В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды.
Во втором, расчётное количество однородной массы (в зависимости от получения желаемой толщины бумаги) вливается прямо на сетку и распределяется по её площади.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов.
Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань.
На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Можно использовать сита, которые найдутся на кухне. Тут важно, если хотим получить листы, а не объёмную массу для поделок, чтобы сито сильно не прогибалось, выдерживало плоскостное состояние.
5. Отжим отливки на сетке и съём влажного листа с сетки. Влажная отливка требует осторожного обращения. Снимается она с помощью хорошо впитывающей ткани.
Чем более влажная отливка на сетке, тем больше воды должна впитать съёмная ткань. Для удаления воды полезна и плотная плоская губка, которой можно осторожно надавливая на сетку, облегчить удаление воды из отливки.
Впитывая воду, ткань силами поверхностного натяжения воды удерживает отливку, перетягивая её с сетки.
На рисунке снятая с сетки отливка. Для того, чтобы отделить отливку от сетки возможно, нужно будет перевернуть сетку приёмной тканью наверх и, снимая ткань вместе с бумагой, как бы наматывать её на приготовленную цилиндрическую скалку.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки.
Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком.
Кроме того, если сушить отливку на сетке не до конечной влажности, а снять с сетки влажной и досушить под давлением, зажимая её между двумя ровными поверхностями, то плотность её увеличится и гладкость тоже.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию.
Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском.
Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
Вид на просвет светлого, филигранного водяного знака, полученного закреплением на сетке для отлива проволочного изображения
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
Бумага ручного литья
MamerPaper — небольшое семейное дело, мастерская, в которой Mamer Вера, Paper Миша и маленькая Алиса занимаются переработкой, созданием бумаги ручного литья, конвертов, открыток, упаковки и других прятиных вещиц из бумажной пульпы.
Те, кто уже имеет опыт работы с бумагой ручного литья, не понаслышке знают, что письмо по такой поверхности далеко не самая простая задача.
Мы расспросили Веру про ее домашнюю мастерскую, про процесс изготовления бумаги и задали основные вопросы, ответы на которые, мы надеемся, вам помогут в работе.
Какие натуральные материалы используются при создании бумаги? Из чего можно сделать бумагу в домашних условиях?
У нас домашняя мастерская, потому мы и стараемся популяризировать процесс литья бумаги именно в домашних условиях.
Саму бумажную массу мы делаем из собранной макулатуры, для нас важно производить новую бумагу из старой и ненужной, замыкая тем самым цикл её потребления. Вообще бумагу можно изготавливать из любого растительного сырья, имеющего волокнистую структуру.
Это может быть, например, хлопок, тростник, камыш, рисовая солома. Дополнительно бумагу можно декорировать сухими цветами, колосьями, травинками и пр.
Основными нашими заказчиками являются каллиграфы и художники — им интересен и приятен новый, эстетически эксклюзивный и наполненный нравственно материал.
Однако, спектр использования бумаги гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд — ведь это бумага, а бумага применяется везде и всюду. Можно делать из неё коробочки, визитки, книги и даже светильники.
Нужны только фантазия и смелость, потому как обычно такую бумагу «жалко портить». А если заниматься её созданием самостоятельно, то остановить процесс возникновения новых идей практически невозможно, поверьте.
Как правильно хранить бумагу ручного литья?
Бумага достаточно эластична и чувствительна к колебаниям влажности и температуры среды. Лучше всего хранить её под прессом. Стопка из 5-7 добрых книг — лучшее для этого средство.
Какие краски/тушь лучше всего ложатся на такую бумагу, и что из них точно не подойдёт при письме?
В силу того, что бумага ручного литья имеет очень рыхлую структуру, то слишком влажная техника письма или рисования ей противопоказана. Для уменьшения её гигроскопичности, мы добавляем крахмал в бумажную массу и специально для каллиграфов делаем дополнительную пропитку.
Пока она на акриловой основе, что противоречит нашим эко-принципам (жидкий акрил — это микропластик, который преодолевая очистные сооружения, попадает в мировой океан), но мы работаем над этим. При выборе материала прежде всего нужно учитывать его густоту — чем чернила гуще, тем выше вероятность, что они не растекутся.
По опыту наших заказчиков лучше всего ложатся сухая акварель Fintec, ореховые и китайские чернила, и гуашь. Lami и Гамма, к примеру, растекаются очень сильно.
Можно ли размечать её карандашом и затем стирать разметку — или это слишком сильно будет травмировать бумагу?
Делать разметку на бумаге можно. Для этого нужен карандаш не мяче, чем НВ, и не жёстче, чем 2Н; в качестве ластика понадобится клячка. Сильно нажимать карандашом не нужно, чтобы не продавить бумагу, помните — она достаточно рыхлая.
Возможна ли принтерная печать на такой бумаге или она забьет барабан и будет застревать при печати?
Вообще единственным рекомендованным типом печати на бумаге ручного литья является высокая печать. Делается она в полиграфии и стоит немалых денег.
Почему же не советуют печатать на обычном принтере? Дело в том, что у бумаги ручной работы плотность и толщина листа не равномерны, что скажется на качестве печати. Но главное — рыхлый, «живой» край листа может засорить машину и привести к серьёзной поломке.
Однако, мы не раз видели примеры отличной печати в домашних условиях. Это непростое решение остаётся за хозяином принтера. В свою очередь мы даём альтернативное предложение — использовать штамп.
Если нужен большой тираж (например, свадебные приглашения), можно заказать штамп с основным общим текстом и декором, а персонализацию выполнить каллиграфией. Это ещё и значительно экономит бюджет заказчика.
Самые выраженные преимущества бумаги ручной работы в уникальности каждого листа, его фактуре и «живом» крае, в индивидуальном подборе цвета и экологичности производства. Это в прямом смысле прекрасная альтернатива дизайнерской бумаге, для производства которой вырубаются леса.
—
Студия каллиграфии Study Calligraphy: https://studycalligraphy.com/studio/
Мастерская MamerPaper: https://www.instagram.com/mamerpaper/
Вера Снигирева