- Как сделать прокол под дорогой своими руками
- Технология прокола под дорогой своими руками:
- Этап 1: согласование проекта строительства
- Этап 2: выбор метода прокладки
- Исследование грунта
- Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?
- Когда можно сделать прокол вручную:
- Прокол под дорогой: метод и стоимость. Возможно ли сделать прокол грунта под дорогой своими руками?
- Что нужно для самостоятельного устройства прокола под дорогой
- Порядок действий при работе
- Метод горизонтально направленного бурения
- Преимущества метода
- Управляемый прокол
- Стоимость услуги
- Как своими силами сделать прокол под дорогой
- Какие инструменты понадобятся
- Поэтапное выполнение работы
- Технология горизонтального бурения: описание процесса
- Зачем бурить горизонтальным методом
- Как происходит бурение горизонтальным способом — оборудование
- Конструктивные составляющие бурильной установки
- Начинаем бурение — важные этапы подготовки
- Пилотная скважина — что это и зачем
- Расширение канала — завершающий этап
- Прокладка трубопровода
- Важные моменты при бурении
- Если нужно пробурить канал через дорогу дома
- Горизонтальное бурение своими руками: технология и описание процесса
- Как своими силами сделать прокол под дорогой
Как сделать прокол под дорогой своими руками
Владельцы земельных участков и собственных домов знают, как сложна бывает прокладка коммуникаций, если по пути нужно преодолеть какую-то преграду: ручей, асфальтированную дорожку, строение, проезжую часть и т.д.
Можно поручить эту работу специалистам, но горизонтальное бурение стоит дорого. Сейчас мы разберемся, как сэкономить и сделать горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками.
Это не так уж сложно, и в результате вы сэкономите от 30% до 50% затрат, если сравнивать с наймом специалистов для бурения.
В данной статье мы не будем давать рекомендации по инструментам или расходным материалам — разберем пока саму технологию бестраншейной прокладки коммуникаций. В общей сложности она представляет собой выполнение горизонтального отверстия в грунте (путем его уплотнения), чтобы затем протянуть в это отверстие трубопровод.
Технология прокола под дорогой своими руками:
- Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
- Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
- Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.
Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.
Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью).
Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой.
Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.
Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку.
А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети.
Так вот, в этом случае требуется согласование.
Этап 1: согласование проекта строительства
План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.
Зачем нужно согласование:
- Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
- За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
- Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).
Этап 2: выбор метода прокладки
Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.
Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д.
Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства.
Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.
Ключевые факторы выбора:
- Длина подземной трассы для коммуникаций;
- Диаметр трубопровода;
- Тип почвы и наличие скальных включений;
- Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
- Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.
Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.
Исследование грунта
Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.
Результаты исследований сообщат о следующем:
- Тип и состав почвы;
- Наличие твердых включений;
- Наличие подземных пустот;
- Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
- Возможные опасности на застраиваемом участке.
Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.
Полезные советы:
- Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д. Выбирая трубы, учитывайте все эти факторы и тип коммуникации.
- Убедитесь, что дрель, установка ГНБ или другой инструмент, который вы хотите применить для прокола или горизонтального бурения, имеют достаточную мощность. Особенно это важно, если речь идет о твердых почвах.
- При использовании метода ГНБ обращайте внимание на качество бентонита. В его составе должно быть не более 1% песка, максимальное время растворения в воде — до 20 минут. Оптимальный расход: из 1000 кг бентонита должно получаться от 30 куб.м. бурового раствора и выше.
- Используйте воду, чтобы размягчить слишком плотный грунт и облегчить выполнение прокола или бурения. Кроме того, после высыхания вода сделает тоннель для коммуникаций более прочным.
Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?
Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.
На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.
Когда можно сделать прокол вручную:
- У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
- Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
- Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
- У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
- Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
- Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
- Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.
Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам.
Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.
Оставьте заявку на расчёт сметы. Бесплатно!
Прокол под дорогой: метод и стоимость. Возможно ли сделать прокол грунта под дорогой своими руками?
Очень часто возникает необходимость прокладывать различные коммуникации под проезжей частью или железнодорожным полотном. Технология, позволяющая сделать это, называется «прокол под дорогой» и чаще всего представляет собой бурение в горизонтальном направлении.
Этот способ имеет явные преимущества перед другими видами прокладывания коммуникаций. В отличие от устройства траншеи, прокол под дорогой не нарушает целостности дорожного покрытия и не повреждает зеленых насаждений. Кроме того, не требуется выполнять большой объем землекопных работ.
Такой метод известен как бестраншейная прокладка коммуникаций.
Что нужно для самостоятельного устройства прокола под дорогой
Сделать прокол под дорогой своими руками – вполне выполнимая задача. При этом его длина не должна превышать десяти метров. Прежде чем приступить к работе, подготовьте все необходимое. Вам понадобится:
- болгарка;
- большой тяжелый молот или кувалда;
- прочные стальные прутья, длина которых в совокупности превышает ширину дороги на 10-20 см;
- насос, шланг и воронка;
- большая емкость для воды на 100-200 литров;
- отрезки стального трубопровода, общая длина которых превышает ширину проезжей части на 15-20 см;
- аппарат для сварочных работ.
Порядок действий при работе
Для начала необходимо выкопать небольшие котлованы с обеих сторон дороги. Их глубина должна быть больше глубины залегания трубы. Из одного котлована будет осуществляться продвижение трубы вглубь грунта. Второй приямок будет приемным.
Используя стальной прут, наметьте траекторию трубопровода. С помощью болгарки заострите один конец штыря и начинайте вколачивать его в грунт по ходу залегания будущего трубопровода.
Чтобы прут не гнулся от ударов, его длина не должна превышать 1,5-2 метра. Вбив один отрезок, приварите к его концу очередной штырь и снова забивайте его.
Продолжайте работу до тех пор, пока острие первого отрезка не появится в приемном котловане.
Теперь можно приступать к основной работе. На осевой прут наденьте первый отрезок трубопровода, передний край которого обработайте болгаркой, придав ей форму заостренной короны. Это обеспечит более легкое вхождение в грунт. На другую сторону трубы наденьте стальной стакан и начинайте ударять по нему кувалдой.
Затем погрузите насос в бочку с водой, а шланг протолкните в трубу до конца. Напор воды выполняет функцию смазки и облегчает движение стали, а также способствует вымыванию отработанного грунта из трубы.
Вся последующая работа заключаются в чередовании двух действий – вымывание грунта водой и проталкивание трубопровода с помощью молота. Продолжайте до тех пор, пока в приямке на противоположной стороне дороги не появится первый отрезок трубы.
Как видно, устроить прокол под дорогой своими руками не так уж и сложно. В результате должна получиться полая труба с тем самым направляющим прутом внутри. Этот штырь теперь можно легко извлечь, так как вода вымыла весь грунт наружу в процессе работы. Полученный трубопровод используйте как футляр для проведения второй герметичной трубы меньшего диаметра.
Если длина планируемой коммуникации превышает 10 метров, то более рациональным вариантом будет обращение к специалистам.
Метод горизонтально направленного бурения
Данный метод прокола под дорогой заключается в создании пилотной горизонтальной скважины или сквозного отверстия заданного диаметра, в которое протягивается футляр или труба для коммуникаций. ГНБ никогда не проводится в сухом грунте.
В процессе бурения производится постоянная подача воды для того, чтобы сделать почву более пластичной и податливой, а также предотвратить обрушение стенок образующейся скважины. После того как отверстие создано, в него затягивается трубопровод.
Для этого с одной стороны на него надевается специальный наконечник или колпак, который прочно фиксируется. С другой стороны этого футляра закреплен бур. С помощью специального оборудования, установленного на противоположной стороне дороги, осуществляется втягивание трубы в прокол.
После завершения работы небольшая часть трубопровода, на которой был закреплен тянущий колпак, обрезается. Исходя из этого, необходимо с запасом рассчитывать его длину. Протяжка коммуникационной трубы также сопровождается подачей воды для лучшего скольжения по скважине.
Преимущества метода
Метод горизонтально направленного бурения экономит время и рабочие ресурсы, так как при его использовании не возникает необходимости в демонтаже асфальтового или бетонного покрытия дороги.
Такой способ не оказывает разрушающего воздействия на природный ландшафт. Применять метод ГНБ можно в самых разных условиях – под автомагистралями, под водоемами, под парковыми насаждениями, железнодорожными путями и другими объектами.
Выгодно использовать этот вид бестраншейного бурения и в экономическом смысле.
Управляемый прокол
Участок, на котором планируется проводить прокол грунта под дорогой, предварительно исследуется. После этого создается проект, в соответствии с которым по намеченной траектории осуществляется безопасное бурение горизонтальной скважины с обходом всех возможных препятствий.
Буровая машина снабжена специальной лопаткой с режущей насадкой. В нее встроен зонд системы локации, который позволяет точно контролировать движение бура, направление и глубину будущего трубопровода.
Положение зонда отслеживает специалист с локатором, двигаясь по поверхности дороги и наблюдая за показаниями монитора локатора. Человек, управляющий машиной для бурения, также получает всю необходимую информацию для точности проведения манипуляций.
Для предотвращения осыпания скважины ее стенки могут обрабатываться специальной смесью глины и полимерных веществ. Такая смазка называется бетонитом.
Стоимость услуги
Какова стоимость прокола под дорогой? Уровень цены зависит от нескольких факторов. Управляемый прокол с использованием локационного оборудования обойдется дороже, чем неуправляемый.
Если вам необходимо проложить короткий трубопровод, то с этой работой справится обычная буровая машина, не снабженная системой отслеживания траектории бура. Устройство протяженной скважины, напротив, требует постоянного контроля и корректировки с помощью локационного устройства.
Российские компании предлагают услуги по созданию прокола под дорогой по ценам от 1000 рублей за погонный метр, что, как правило, дешевле открытых способов прокладывания коммуникаций под проезжей частью.
Какой бы вид коммуникаций ни требовалось создать, будь то трубы для воды или газа, футляры для электрических или оптиковолоконных кабелей, прокол под дорогой – оптимальный способ сделать это быстро и надежно.
Как своими силами сделать прокол под дорогой
Зачастую для того, чтобы проложить инженерные коммуникации, предполагающие монтаж трубопровода, требуется преодолеть такое препятствие, как дорога.
Такой вид работ, как прокол под дорогой, требуется в тех случаях, когда к загородному дому или дачному участку необходимо провести водопровод через дорогу. Этот метод позволяет укладывать трубы, имеющие разные диаметры, чтобы в дом поступали вода или газ. Кроме этого, прокол под дорогой является одним из универсальных способов проводки энергетических кабелей.
Какие инструменты понадобятся
Прокол под дорогой можно выполнить своими силами. Перед началом работ необходимо подготовить следующий набор материалов и инструментов:
- аппарат для выполнения сварочных работ и болгарку;
- кувалду;
- арматуру или прутья из стали, диаметр которых должен составлять 25 миллиметров и более, а длина должна превышать ширину дороги сантиметров на десять;
- обрезки стальной трубы необходимого диаметра и такой же длины, что и прутья;
- насос с пластиковой трубкой диаметром 12 миллиметров;
- бочку, рассчитанную на двести литров;
- воронку с двухметровым шлангом.
Кроме инструментов, понадобятся недюжинная физическая сила и терпение.
Поэтапное выполнение работы
Первый этап. Сначала нужно выкопать с двух сторон дороги ямы. Их глубина должна равняться глубине устанавливаемой трубы. К этом показателю нужно прибавить ещё 20 сантиметров, чтобы было удобно работать.
Из приямка проводятся все последующие работы. Он продолжает траншею и по своей длине должен быть не меньше минимальной длины отрезка подготовленной трубы, которую предстоит вбивать в землю с помощью кувалды.
Такие же размеры должен иметь и приёмный котлован. В нём должно хватать места для удобного размещения. Примерные размеры могут равняться 60 на 60 сантиметров. Как правило, этого бывает вполне достаточно.
Второй этап. Отмечаем ось будущего отверстия. Чтобы это сделать, возьмите стальной прут, заточите его с помощью болгарки, как пику, и вколотите в землю в том месте, где будет проходить труба.
Длина прутка не должна быть больше двух метров. В противном случае он просто согнётся.
Вбив отрезок, приварите к его концу следующий, и повторяйте эти действия, пока пруток не появится в приёмном котловане.
Арматура или стальной прут указывают направление для вбивания трубы. Во время работы вы можете столкнуться с тем, что пруток упрётся в камень. В этом случае можно его не доставать из земли, так как это практически нереально, а просто отступить некоторое расстояние и начать работу заново.
Третий этап. На этом этапе забиваем трубу. Но перед этим нужно сделать из трубы большего диаметра специальную насадку, чтобы вбиваемая труба не расплющилась.
Кроме этого, край трубы, который будет уходить в землю, нужно сделать острым с помощью болгарки или даже нарезать на нём зубцы.
Выполнив подготовительные работы, наденьте стальную трубу на прут. Затем наденьте насадку и ударьте по этой конструкции два или три раза. После этого убираем насадку, в трубу проталкиваем тонкую пластиковую трубку до упора и включаем насос. На трубку лучше всего надеть муфту, с помощью которой будет зауживаться её диаметр, чтобы увеличить давление потока воды.
Не забудьте приготовиться к тому, что весь вымываемый грунт будет поступать в обратном, то есть по направлению к вам. Поэтому лучше заранее подготовить приямник и установить в него бочку, в которую будет стекать вся грязь.
Чтобы грунт попадал в бочку, понадобится воронка, на которую нужно надеть двухметровый шланг. Воронку можно сделать из пятилитрового бутыля, просто отрезав у него днище.
После того, как принимающая бочка будет заполнена практически полностью, насос можно поставить в неё, но не на самое дно, а только на середину. Чтобы насос не сломался, его нужно защитить фильтром. В качестве фильтра подойдёт и небольшое ведро из пластика, в котором просверливаются дырки небольшого диаметра.
Четвёртый этап. Вымыв часть земли из трубы, снова возьмитесь за кувалду и повторите третий этап. Когда вся труба уйдёт в почву, к ней нужно приварить следующий отрезок и повторить весь цикл, пока труба не появится с другой стороны дороги.
Когда работа будет завершена, направляющий штырь будет свободен от грунта. Его можно использовать повторно, чего не скажешь о той трубе, которая была забита в грунт.
Её уже нельзя использовать по прямому назначению, так как качество сварки при проведении такой работы могло пострадать.
Поэтому стальная труба используется в качестве изолирующего футляра для трубы, имеющей меньший диаметр и изготовленной из других материалов.
Этот метод доказал свою эффективность при использовании стальной трубы с диаметром 57 миллиметров. В неё затем была установлена ПВХ-труба для водоснабжения, диаметр которой составлял 32 миллиметра.
Конечно, можно использовать и трубы с большим диаметром, но тогда потребуется либо сливать отработанную воду в подготовленную траншею, либо устанавливать ёмкость, имеющую большой объём.
Технология горизонтального бурения: описание процесса
Горизонтально-наклонным бурением называется процесс закладки труб без рытья траншей. Такой способ прокладки труб и других коммуникаций выполняется под автомагистралями и железными дорогами, что дает возможность сохранить целостность сооружений. Чтобы реализовать такую технологию, понадобится специальная установка для горизонтального бурения.
Зачем бурить горизонтальным методом
Технология горизонтально-направленного бурения ГНБ пользуется огромным спросом, что связано зачастую с большими возможностями экономии. Причем экономия составляет 2,5-3 раза, по сравнению с вертикальной технологией выкапывания траншей.
Рассматриваемая технология применяется для прокладки труб, которые впоследствии будут служить защитной оболочкой для силовых и телефонных кабелей.
Прокладываемые трубы называются канализационными, в которых укладываются провода электрические, телефонные и опто-волоконные.
Горизонтальный метод также пользуется спросом для закладки трубопроводов, по которым транспортируется питьевая вода, сливаются канализационные и ливневые стоки. Применение данной технологии обеспечивает сохранность природного ландшафта, что также является весомым плюсом.
Дополнительными достоинствами рассматриваемой технологии бурения канализации являются:
- Пониженные финансовые расходы на труд, так как вся работа выполняется за счет специализированной техники. Человеческий фактор присутствует только при управлении этой техникой.
- Прокладка и сооружение трубопровода не только под такими конструкциями, как магистрали и железнодорожные пути, но еще и под водоемами, например, через устье реки.
- Минимальное количество работников. В зависимости от протяженности трассы, для сооружения трубопровода требуется бригада из 3-5 человек.
Принимая решение о проведении ГНБ для сооружения канализации, заказчик получает выгоду в виде хорошей экономии.
Как происходит бурение горизонтальным способом — оборудование
Для горизонтально-направленного бурения применяется следующая техника:
- Бур для выполнения горизонтального бурения — это основная машина.
- Локационные бурильные системы — контрольная аппаратура.
- Дополнительное оборудование и комплектующие.
При бурении важно обеспечить контроль над бурильной машиной, поэтому для таких целей применяются локационные системы. Эти системы играют важную роль, так как бур при работе расположен в почве за пределами контролируемой визуально зоны. За счет локационных систем исключается столкновение бура с разными преградами, например, камни или прочие виды коммуникаций.
Основу такой системы представляет мини-зонд, отслеживающий геолокацию при бурении. Зонд крепится к головке бура, и вся информация от устройства поступает на пульт оператора, которые управляет механизмом. Установка ГНБ — это профессиональный вид оборудования, которое имеет сложную конструкцию, а также высокую стоимость. Основу установки представляют следующие конструктивные детали:
- кузов;
- мотор;
- ходовая часть.
Рассмотрим функциональную часть установки.
Конструктивные составляющие бурильной установки
Горизонтальная бурильная установка для прокладки коммуникаций состоит из трех основных частей или разделов:
- Бур — основное устройство, которое делает траншею под землей для последующей закладки трубопровода.
- Шланг для подачи воды на бур — это система охлаждения, так как в процессе работы бура происходит нагревание металла. Чтобы продлить срок службы режущих зубьев, при бурении на них подается вода.
- Панель управления — представлена в виде пульта.
Это основные элементы рабочего устройства, которые выполняют горизонтальное бурение.
Такие установки классифицируют по критериям граничного усилия протяжки, которые имеют отличительные показатели:
- сечения отверстия;
- длины канала;
- расхода бентонита;
- радиус изгиба буровых штанг.
Все эти показатели являются главной характеристикой установок. Наиболее важным критерием является радиус изгиба, который характеризует возможности установки обходить разные виды препятствий. Из второстепенного оборудования, без которого невозможно получить траншею горизонтального типа, относятся:
- Фиксаторы и переходники — применяются для сооружения необходимой длины трубопровода.
- Расширители — используются в зависимости от необходимости получения канала соответствующего диаметра.
- Насосное оборудование — обеспечивает подачу воды на установку.
- Генераторы — для бесперебойной работы установки.
- Осветительные приборы.
Перед тем, как начинать процесс бурения, нужно правильно подойти к выбору бурильной установки. На основании всех вышеизложенных факторов происходит выбор подходящей установки и комплектующих.
Начинаем бурение — важные этапы подготовки
Горизонтальное бурение, выполняемое своими руками, подразумевает проделывание прокола с использованием профессионального оборудования. Прежде чем приступать к проделыванию канала под дорогой или ж/д путями, следует подготовиться к данному процессу. Для получения пробуриваемого отверстия требуется выровнять площадку, на которой будет размещено оборудование.
Размер площадки, на которой будет размещаться установка, должен быть не менее 10х15 м. Площадка делается именно в месте планируемого прокола под дорогой. Только после того, как площадка необходимого размера будет подготовлена, можно перевозить соответствующее оборудование и аппаратуру.
После размещения оборудования проводится процедура установки якоря, что реализуется при помощи шнеков. После процедуры якорения осуществляется процесс регулировки угла входа бура в землю.
Предварительно требуется также подготовить установку, которая подготавливает бентонитовый раствор. Этот раствор замешивает спецмашина, которая должна быть размещена рядом с буровым механизмом. Расстояние между этими аппаратами должно быть не меньше 10 метров. Раствор бентонита применяется для того, чтобы укрепить стенки скважины, а также для устранения земли из буримого канала.
К подготовительному процессу также относятся следующие мероприятия:
- Обустройство специальных приямков на входе и выходе канала. В эти колодцы будет перемещаться избыточное количество раствора.
- Определить наличие подземных коммуникаций, которые не должны быть задеты буровой установкой.
- Изучить характер грунта, на основании чего будет принято решение выбора оптимальной трассы для бурения.
- Настроить связь между прорабом и оператором техники.
От этапа подготовки зависит, как пойдет сам процесс, поэтому к данному мероприятию нужно отнестись с особой важностью. При бурении соблюдается техника безопасности, от которой зависит здоровье и жизнь работников.
Пилотная скважина — что это и зачем
Когда этап подготовки пройден, можно начинать горизонтальное бурение своими руками. Первоначально проводится бурение пилотной скважины, диаметр отверстия которой составляет 10 см. Проделывание пилотной скважины — это тренировочное отверстие, на основании которого определяется исправность работы всех систем, а также оценивается эффективность движения бура.
Если не будет проведен процесс пилотной скважины, то приступать к горизонтальному бурению запрещается. Первоначальная позиция бура располагается под углом 10-20 градусов к земле (наклонное бурение).
Данный угол уменьшается в зависимости от необходимой глубины погружения бура. Как только необходимая глубина буровой установки будет достигнута, начинается непосредственный процесс бурения в горизонтальном направлении.
Направление перемещения бура регулируется и корректируется оператором на основании геолокационных данных.
Через последующие 3 метра перемещения бура производится проверка его положения при помощи системы позиционирования. После прохода заданной точки, бур перемещается вверх к выходу. Выход бура должен быть предварительно рассчитан, а на этом месте нужно подготовить площадку. Размер площадки меньше, чем со стороны размещения установки, но она должна быть подготовлена.
Расширение канала — завершающий этап
Как только проделывание пилотного канала готово, нужно приступать к процедуре его расширения. Бурильная головка демонтируется, и вместо нее нужно установить риммер. Это важный конструктивный элемент установки, который применяется для прокладки трубопровода горизонтальным методом. Это устройство служит для расширения пилотного канала.
Риммер способствует увеличению диаметра канала в обратном пути, то есть, от выхода к входу.
В зависимости от поставленной задачи получения диаметра отверстия, увеличение размера канала может происходить несколько раз.
Увеличение размера скважины проводится до того, как будут заложены коммуникации. В процессе выполнения работ обязательно нужно контролировать, чтобы на бур подавалась охлаждающая жидкость. Перебои с подачей охлаждающей жидкости приведут к перегреву установки, и выходу из строя геолокационной аппаратуры.
Прокладка трубопровода
Теперь рассмотрим, что представляет собой способ прокладки труб в подготовленное отверстие. Для этого используются вертлюги и скобы, которые крепятся к трубе. Именно эти элементы являются основой крепления и фиксации трубопровода, за счет которых затягивается труба в канал.
Чтобы зафиксировать трубу при помощи вертлюга, на ее начало фиксируется специальный оголовок. К этому оголовку крепятся буровые колонны. Если скважина малогабаритная, в которую планируется затянуть полимерные трубы, то затяжка выполняется своими руками или с применением усилий буровых машин. Как только труба будет затянута внутрь канала, процесс ГБ можно считать завершенным.
Прокол горизонтального типа — это ответственное мероприятие, которое следует продумать от начала и до конца. Первоначально подготавливается проект, на основании которого выбирается оптимальное место. Только после того, как будет готов проект, можно приступать к реализации процесса.
Важные моменты при бурении
При проделывании скважины нужно учитывать такой фактор, как осыпание грунта. В канал могут затягиваться как пластиковые, так и стальные трубы. Только важно учесть при этом один критерий, что пластик может укладываться под изгибом, например, при проколе под водоемом, а металлические трубопроводы нужно укладывать только в исключительно горизонтальном направлении.
При протягивании труб в скважину, их следует соединить. Причем соединение должно быть максимально надежным, иначе впоследствии не избежать проблем с канализацией. Стыковка со штангами кольцевого расширителя выполняется при выключенном оборудовании. Через вертлюг, который вращается, проводится стыкование коммуникаций. Для стыкования применяются специальные переходники.
Канал должен быть на 25% больше размера прокладываемого в нем трубопровода. Если планируется прокладка трубы с теплоизоляционными материалами, тогда канал нужно расширить на 50%.
Если давление в канале большое, тогда раствор бентонита распределяется равномерно, заполняя тем самым пространство между наружными стенками труб и внутренней частью канала. После застывания раствора полностью исключается вероятность просадки почвы.
Если нужно пробурить канал через дорогу дома
Горизонтальное бурение подразумевает применения специализированных машин, но что делать, когда нужно проложить трубу (водопровод или коммуникации) к частному дому через дорогу с асфальтным покрытием.
Здесь есть два варианта разрешения ситуации— вызвать бригаду, которая сделает канал в считанные часы или соорудить установку своими руками.
Многие выбирают первый способ, но и второй метод также можно реализовать самостоятельно.
Чтобы изготовить установку самостоятельно, понадобятся необходимые материалы в виде труб. Принцип изготовления буровой установки своими руками следующий:
- Берем стальную трубу, длина которой должна быть не меньше половины расстояния дороги, через которую планируется проложить трубопровод.
- На оголовке трубы делаются зубья. Причем не обязательно, чтобы зубья были острыми, достаточно их просто нарезать болгаркой.
- На втором конце трубы делаются два сквозных отверстия, в которые устанавливается металлический пруток или арматура. Важно понимать, что чем больше размер прутков, тем меньше сил придется приложить.
- За арматуру на другом конце трубы следует браться руками, и вращать в одном направлении для перемещения устройства. Это достаточно сложно, поэтому вместо рук, применяется мощный электромотор или бензиновый двигатель. Для соединения мотора с трубой, нужно сделать редуктор для понижения оборотов.
Такое ручное сверление отверстия под дорогой потребует немало сил, однако вы сэкономите на вызове специализированной бригады.
Рекомендуется трубу использовать такой длины, как расстояние между дорогой. Если брать трубу в половину размера дороги, то состыковать два отверстия будет проблематично.
Пробурить канал под дорогой в домашних условиях не представляет никаких трудностей, за исключением физических. В остальном — это вполне реально, и при этом не понадобится разрушать асфальтное покрытие, за восстановление которого также придется заплатить.
Прибегая к проведению сверления канала под землей, важно помнить о технике безопасности, особенно, если планируется применять установку, соединенную с электромотором. Если хотите пробурить канал вручную, то помощь, как минимум двух силачей, будет кстати.
В завершении стоит отметить, что в домашних условиях пробурить канал можно и вручную, используя для этого саперскую лопатку, но при этом потребуется затратить немало сил и времени. Если и возникла такая потребность, то нужно оценить свои возможности, и только после принимать правильное решение.
Каким бы не было это решение, но стоит попытаться самостоятельно сделать канал через дорогу, особенно если ее ширина не превышает 10 метров. Чем меньше ширина дороги, тем проще будет справиться самостоятельно.
При вызове спецтехники придется заплатить за работу, и не важно, сколько метров нужно бурить — 5 или 20.
Горизонтальное бурение своими руками: технология и описание процесса
Горизонтально-наклонным бурением называется процесс закладки труб без рытья траншей. Такой способ прокладки труб и других коммуникаций выполняется под автомагистралями и железными дорогами, что дает возможность сохранить целостность сооружений. Чтобы реализовать такую технологию, понадобится специальная установка для горизонтального бурения.
Как своими силами сделать прокол под дорогой
Зачастую для того, чтобы проложить инженерные коммуникации, предполагающие монтаж трубопровода, требуется преодолеть такое препятствие, как дорога.
Такой вид работ, как прокол под дорогой, требуется в тех случаях, когда к загородному дому или дачному участку необходимо провести водопровод через дорогу. Этот метод позволяет укладывать трубы, имеющие разные диаметры, чтобы в дом поступали вода или газ. Кроме этого, прокол под дорогой является одним из универсальных способов проводки энергетических кабелей.