Шликерный способ производства керамических изделий

Содержание
  1. Общая технологическая схема производства керамических изделий
  2. Добыча сырья
  3. Способы обработки глиняной массы
  4. Особенности производственного процесса
  5. Процесс сушки
  6. Что такое обжиг?
  7. Процессы керамической технологии. производство художественной керамики. иманов г. м., косов в. с., смирнов г. в
  8. Что такое шликер и как его приготовить
  9. Мягкая масса
  10. Обработка глины
  11. Подготовка вторичного сырья
  12. Заготовка раствора для литья
  13. Переработка сухого сырья
  14. Особенности подготовки жидкой глины
  15. От сырья до сырца
  16. Свой бизнес: производство продукции из керамики
  17. Технологии производства, которые подойдут Вам
  18. Мастерская и оборудование для работы
  19. Как реализовать продукцию?
  20. Что нужно знать перед открытием бизнеса?
  21. От хобби – к бизнесу: как устроена студия авторской керамики
  22. IT-инструменты, которые использует Вячеслав Смородин
  23. Шликерное литье
  24. Состав шликера
  25. Технология шликерного литья
  26. Оборудование и материалы для литья
  27. Загустевание раствора в форме
  28. Забивание литника
  29. Забилось отверстие литника
  30. Установка формы после слива шликера в исходное положение
  31. Неполное слитие шликера из формы
  32. Особенности тонкостенного литья из шликера
  33. Применение шликерного литья

Общая технологическая схема производства керамических изделий

Шликерный способ производства керамических изделий

Ассортимент изделий из керамики чрезвычайно разнообразный и различаются они и по форме, и своими свойствами. Но кое-что остается одинаковым или, по крайней мере, очень похожим – это основные производственные этапы изготовления.

Основные этапы и технология производства керамики:

  • Добыча сырья;
  • Подготовка массы;
  • Формирование сырца (изделий);
  • Сушка;
  • Обжиг;
  • Прочая обработка;
  • Упаковка продукции.

Добыча сырья

Если говорить о добыче сырья, то в основном все заводы по производству находятся рядом с месторождением глины, а очень часто эти карьеры и есть частью завода. Добыча же происходит открытым способом с помощью эскалаторов.

Первым этапом обработки сырья является очистка (большие включения удаляются вообще или же измельчаются), а также разрушается естественная структура глины. После этого глина смешивается с добавками и увлажняется до состояния такой массы, которая легко поддается лепке.

Способы обработки глиняной массы

Технология производства керамических изделий включает в себя разные способы придания формы массе. Выбор того или иного метода зависит от первичных свойств поставляемого материала, а также от вида изготавливаемой продукции. Рассмотрим каждый из них отдельно:

1. Полусухой способ – после дробления и просушки глину подают на формирование с влажностью не более 8–12%. Формирование массы происходит на механических или гидравлических прессах.

2. Пластический способ – сначала дробление, а потом в глиносмесителе, смешивание с отощающими добавками до получения однородной массы с влажностью 20–25%. При использовании этого метода изделия формируются в основном на ленточных прессах.

3. Шликерный способ – глины смешивается с огромным количеством воды (около 60%), конечно предварительно измельчив. Все смешивается до тех пор, пока не образуется однородная масса – так называемый шликер. Он используется для изделий, которые изготовляются способом литья или же непосредственно после просушки в специальных распылительных печах.

Особенности производственного процесса

В наше время процесс технология производства керамических изделий максимально автоматизирована. Именно в связи с этим технология получения специального пресс-порошка занимает очень важную позицию в общем процессе. Суть этого процесса заключается в объединении процессов дробления, сепарации и обезвоживания.

Сама по себе сушильная камера – это металлический цилиндр, снизу он заканчивается конусом. Основное его предназначение – это сбор уже готового продукта.

Именно объединение выше названых процессов в распылительных сушилках дало возможность поднять производительность в 3,5 раза и при этом сократить затраты на производство.

Процесс сушки

Теперь поговорим о сушке. Этот промежуточный этап – обязательный при пластическом способе изготовления. Сырец, влажность которого высокая, ни в коем случае нельзя сразу отправлять на обжиг, потому что в таком случае он потрескается.

При искусственном способе для сушки используют дымовые газы в обжигательных печах или же специальных топках. Если же изготовляют изделия из тонкой керамики, тогда для сушки используют горячий воздух из калорифера.

Для искусственной же сушки подходит обжиг в туннельных или камерных сушилах.

Рассмотрим детально сам процесс сушки. Он представляет собой целый комплекс взаимосвязанных процессов массо- и теплообмена между окружающей средой и материалом. Иными словами изделие отдает свою влагу и, как следствие, изделие теряет объемы. Для получения качественных изделий из керамики просто необходимо строго придерживаться всех технических условий во время сушки и обжига.

Что такое обжиг?

Процесс обжига – завершающий в технологическом процессе производства. Именно во время обжига происходить полная дегидратация материала и усадка керамических изделий. Эти процессы происходят при температуре от +5500C до +8000C.

Летучие органические примеси удаляются при температуре от +2000C до +8000C, а также происходит окисление примесей, но только в пределах их возгорания. Здесь характерным является резкое поднятие температур (от +3000C до +4500C за час). После этого, до полного выгорания углерода, изделия пребывают в окислительной среде.

В дальнейшем температура поднимается от +8000C до максимума и при этом разрушается кристаллическая решетка минералов и происходит изменение структуры черепка.

Когда температура достигает максимума, тогда изделие выдерживают, пока температура не выровняется по толщине всего изделия. Потом постепенно температуру снижают.

Именно в этот период согласно технологии изготовления керамических изделий происходит их усадка и другие пластические изменения формы.

Постепенно снижается скорость охлаждения. При определенных условиях внешнего теплообмена снижение температуры замедляется. Но если говорить об обычных туннельных печах, скорость режима обжига никак не может быть реализована по причине неравномерности температурного поля.

Например, легкоплавкие глины, которые используются для изготовления отдельных изделий, обжигаются при температуре от +9000C до +11000C.

Именно благодаря таким температурам подобные изделия характеризуются морозостойкостью, прочностью, очень высокой водостойкостью и многими другими качествами, которые особенно ценны для строительства.

Технология производства керамических изделий, видео-обзор:

Процессы керамической технологии. производство художественной керамики. иманов г. м., косов в. с., смирнов г. в

Шликерный способ производства керамических изделий

Все производственные процессы керамической технологии на современном заводе подразделяются на: основные, дополнительные, подсобные, вспомогательные.

К основным производственным процессам относятся:

– подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури;

– приготовление керамической массы и глазури;

– формование керамических изделий;

– сушка отформованных полуфабрикатов;

– обжиг;

– обработка керамических изделий.

К дополнительным производственным процессам относят добычу сырья и его обогащение.

Подсобные производственные процессы обеспечивают функционирование основной керамической технологии. К ним относятся: приготовление эмалей, глазурей, красок, ангобов, огнеприпасов для обжига изделий, изготовление пористых форм для формования изделий.

Вспомогательные производственные процессы создают и поддерживают условия, необходимые для обслуживания и осуществления основных и подсобных процессов. К ним относят: ремонтные работы, энергообеспечение, складские работы и т. п.

Подготовка сырьевых материалов включает в себя операции по грубому, среднему измельчению, среднему и тонкому помолу, разделению по зерновому составу, очистке от примесей, обжигу.

Многие физико-механические свойства масс, полуфабрикатов и готовых изделий в значительной степени формируются еще на первичных этапах переработки исходного сырья и зависят от конструктивных особенностей и режимов работы перерабатывающего оборудования.

Например, использование в массе тонкоизмельченного каолина (с размером частиц менее 2 мкм) повышает пластичность массы, увеличивает прочность высушенных полуфабрикатов в 2 раза; уменьшение размера зерен кварца приводит к увеличению плотности и усадки изделий.

Для получения определенного зернового состава каменистые виды сырья (полевой шпат, кварц, пегматит и др.) последовательно измельчают на дробилках, бегунах, размалывают в шаровых мельницах мокрого помола, расположенных в массозаготовительном цехе (МЗЦ).

Приготовление керамической массы и глазурей. Керамическая масса представляет собой смесь исходных сырьевых материалов, из которой в дальнейшем изготовляют керамические изделия.

В зависимости от методов формования изделий различают массы: формовочные, литейные и прессовочные, имеющие различную степень влажности.

Технология приготовления каждой массы характеризуется своими особенностями, которые будут рассмотрены ниже.

В процессе приготовления керамических масс и глaзyрей производят весовое дозирование предварительно измельченных каменистых и глинистых компонентов и их перемешивание.

Измельченные компоненты, слитые из шаровых мельниц и мешалок, смешивают в сборниках, оборудованных размешивающими механизмами.

Жидкую массу, в которую входят все ее компоненты, процеживают через сито для удаления крупных частиц и по сторонних включений, а затем очищают на магнитных установках от железистых магнитных включений.

Оно тащенную керамическую суспензию далее подвергают частичному обезвоживанию на камерных фильтр-прессах или в башенно-распылительных сушилках или используют самостоятельно в виде шликера для формования изделий методом литья. Перед подачей на формование массу с фильтр-прессов в виде «коржей» направляют в вакуумные прессы для улучшения ее формовочных свойств.

Сырые (нефриттованные) глазури приготовляют путем совместного мокрого тонкого помола в шаровом мельнице предварительно измельченных и дозированных сырьевых материалов. Время помола глазурей значительно больше времени помола керамических масс.

В процессе приготовления (измельчения, просеивания, обезвоживания и т. п.) керамических масс и глазурей около 5…6% сырья безвозвратно теряется. Еще большие потери (15…25%) наблюдаются при сортировке и предварительном обжиге жильного кварца, пегматита и полевого шпата.

Формование керамических изделий. В производстве художественной керамики для изготовления изделий применяют преимущественно методы формования из пластичной (пластическое формование) или жидкой массы — шликера (литье).

В последние годы за рубежом широко используется метод изостатического (гидростатического) прессования изделий из порошкообразных масс. Все методы формования обеспечивают сохранение приданной изделиям в процессе формования формы.

Пластическое формование — наиболее древний метод, который прошел путь от ручной отминки до современных многошпиндельных автоматов и полуавтоматов. Этим методом изготовляют плоские изделия (блюдца, тарелки), а также полые изделия в форме тел вращения.

Изделия же более сложной конфигурации, а также тонкостенные (суповые овальные вазы, селедочники, сервизные изделия, скульптура) изготовляют методом литья в пористые формы.

Метод литья осуществляют вручную или на литейных полуавтоматах и механизированных установках.

Сушка отформованных полуфабрикатов. Для придания отформованному изделию механической прочности, необходимой для последующих технологических операций, его подвергают сушке.

В процессе сушки происходит удаление воды, сопровождающееся уплотнением (усадкой) отформованного изделия (полуфабриката) за счет объемных изменений.

Максимальное уплотнение изделий наступает в начальный период сушки и соизмеримо с количеством удаляемой влаги.

Усадочные изменения в полуфабрикате протекают неравномерно по всему объему изделий, что может привести к появлению напряжений и, как следствие, к браку в виде коробления (деформации) и трещин. Поэтому очень важно правильно выбрать режим сутки и параметры сушильного агента — нагретого воздуха.

Плоские изделия обычно сушат в формах. Изделия, изготовленные методом литья, сначала подвяливают в формах до придания изделиям необходимой прочности, а затем извлекают из форм и досушивают до влажности 1…2,5%.

Для сушки массовых изделий используют конвейерные сушилки с направленными потоками горячего воздуха. В этих сушилках процесс сушки совмещается с операцией транспортирования изделий в направлении технологического потока.

Отдельные художественные изделия сушат в камерных сушилках периодического действия, где полуфабрикаты высушиваются на полках или вагонетках. Для особо сложных изделий применяют естественную сушку на многоярусных стеллажах, расположенных у рабочих мест.

Длительность искусственной сушки зависит от типа применяемых сушилок, методов сушки и других факторов и колеблется в пределах от 0,25 до 3 ч.

Обжиг. Тонкостенные керамические изделия обычно обжигают двукратно. При первом обжиге черепку придается механическая прочность, а также завершается процесс разложения глинистых минералов и дегазация черепка.

Операция первого обжига необходима для высокохудожественных и тонкостенных изделий, подвергающихся впоследствии процессу глазурования, основанному на способности керамического черепка впитывать в себя влагу без размокания и коробления.

Второй обжиг — политой, т. е. обжиг изделий после нанесения глазури, придает изделиям необходимые эксплуатационные свойства: термостойкость, механическую прочность, химическую стойкость, водо- и газонепроницаемость и др. В процессе обжига в керамическом черепке происходят необратимые физико-химические процессы, придающие ему декоративные и технические свойства.

Обжиг керамических изделий состоит из нагревания, выдержки при конечной температуре и охлаждения.

При этом скорость нагревания спекаемой керамики должна быть такой, чтобы обеспечивалось постепенное удаление газов.

Продолжительность выдержки и максимальная температура при обжиге зависят от типа и назначения керамических изделий. Обычно оптимальная температура спекания находится в пределах 950…1450°С.

Изделия художественной керамики обжигают в камерных печах (горнах) периодического действия, а также в туннельных печах непрерывного действия. При низкотемпературном обжиге (до 1000°С) используют безвагонеточные щелевые печи, где изделия перемещаются на плитах, лещадках, ленточных конвейерах. Продолжительность обжига изделий в таких печах колеблется от 2 до 30 ч и более.

Обработка керамических изделий. Некоторые виды керамических изделий после первого обжига с целью придания им определенных свойств подвергаются дальнейшей обработке, например ангобированию, глазурованию, а после окончательного (политого) обжига — росписи.

Ангобирование применяют для декоративной отделки изделия. Толщина слоя ангобного покрытия зависит от состава и назначения и колеблется от 0,1 до 0,2 мм.

Глазурь—тонкий стекловидный слой толщиной 0,1… 0,3 мм наносят на поверхность керамических изделий, чтобы придать им красивый внешний вид, повышенную стойкость к воздействию воды, пыли, агрессивных сред и др.

Роспись керамических изделий выполняют керамическими красками методом живописи, отводки, печати, аэрографии, деколи, рельефной декорировки накладными эмалями, гравировки, резьбы и т. д.

Ангобы, глазури и краски закрепляют на изделиях дополнительным обжигом. После закрепления красок и ангобов готовые изделия сортируют, комплектуют и упаковывают для отправки потребителям.

Особенности технологии производства различных видов изделий художественной керамики. Технология изготовления той или иной группы керамических изделий отличается в основном количественным составом компонентов, входящих в состав шихты, методами их переработки, способами формования, режимами обжига, методами декорирования.

Из рассматриваемых в данном учебнике изделий наиболее сложной технологией обладают фарфоровые и фаянсовые изделия. На примере этой технологии изучается весь технологический процесс изготовления изделий художественной керамики. Принципиальная схема производства фарфоровых изделий приведена на стр. 53.

Для производства фарфора и фаянса используют в отличие от других видов художественной керамики более чистые, обогащенные сырьевые материалы, с ограниченным содержанием красящих оксидов железа и титана. Такое сырье обеспечивает фарфоровым и фаянсовым изделиям белизну, что позволяет при декорировании использовать большую палитру красок и методов их нанесения.

Для производства терракотовых, гончарных и майоликовых изделий используют местные легкоплавкие глины.

Чтобы улучшить однородность керамических масс, для производства этих изделий широко применяют точное дозирование компонентов шихты, тщательное ее перемешивание.

Состав майоликовых масс готовят аналогично гончарным и терракотовым, но в шихту вводят большее количество компонентов для регулирования свойств изделия.

Составы масс каменных изделий по сравнению с фарфоровыми содержат больше легкоплавких глин, поэтому в каменную массу плавней вводят в 2…3 раза меньше, чем в фарфоровую. С технологической точки зрения производство каменных изделий существенно не отличается от производства фарфоровых и фаянсовых изделий.

 Назад    Далее

© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика. http://olkolon.narod.ru/

Что такое шликер и как его приготовить

Шликерный способ производства керамических изделий

24.01.2020

Посуда из жидкой глины и шликера применяется повсюду в быту не одну сотню лет. Такое фарфоровое или фаянсовое изделие желанно для каждой хозяйки, при этом не являясь привычным образцом гончарного искусства. Керамическая посуда этого вида производится из специальных смесей, которые готовятся и перерабатываются с соблюдением технологического процесса.

Мягкая масса

Шликер представляет собой мягкое или полужидкое сырье, в состав которого входят полевой шпат, кварц, каолин.

В современном гончарном деле этим термином обозначают также водные растворы глины с добавлением кальцинированной соды, жидкого стекла, углещелочного реагента и других специальных веществ.

Кашицеобразную массу используют, как правило, для литья в гипсовые формы с последующим изготовлением фарфоровых и фаянсовых изделий, либо в качестве клея для керамики. Кроме этого, шликером называют отходы, оставшиеся после работы с пластичной массой, подходящие для повторного использования.

Обработка глины

Способ переработки шликера, полученного как вторичное сырье, отличается от метода подготовки специально приготовленной массой. Раствор глины должен иметь определенную консистенцию, состав и влажность, чтобы из него можно было творить. Иначе изделия из такого материала не получатся, либо после сушки потрескаются.

Подготовка вторичного сырья

Переработка материала делится на несколько этапов:

  1. Чтобы повторно применить остатки керамического производства, требуется их собрать. Как правило, сырье по консистенции похоже на кашицу.

  2. Далее, жидкая глина с твердыми частичками должна настояться в ведре (бочке). Срок «отдыха» массы, а также объёмы ёмкости зависят от количества вторсырья.

  3. После того как шликер отстоится его надо хорошо перемешать. Если материала мало, то работать удобно обыкновенным бытовым миксером. Большие объемы сырья стоит взбивать с помощью строительного миксера и использовать дрель. Перемешивание необходимо для того, чтобы масса стала однородной без твёрдых вкраплений и комочков.

  4. Следующий этап в подготовке массы к работе — сушка. Просушить материал рекомендуется на гипсовой плите. Для этого полученную после перемешивания кашицу выкладывают относительно ровным слоем на гипс и накрывают полиэтиленовой плёнкой. Длительность сушки зависит от влажности шликера, сухости плиты, температурных условий и сырости в помещении.

  5. Подсохшую глину надо хорошо вымешать. После этого переработка шликера будет завершена и его можно применять повторно.

Заготовка раствора для литья

Если требуется приготовить раствор, содержащий глину, которым будет заполнена гипсовая форма, надо выполнить ряд несложных действий:

  1. Увлажненную, пластичную основу измельчают и заливают водой (примерное соотношение сухой массы и жидкости 2:3, соответственно). Размер фракций, объём воды и количество основы зависят от потребностей и количества получаемого сырья. Выдерживать замоченную глина необходимо около суток.

  2. Полученный раствор надо довести до однородности. Перемешивание шликера выполняется бытовым или строительным миксером. Выбор инструмента зависит от количества массы. Прежде чем приступить к смешиванию, важно убрать часть жидкости в другую ёмкость, чтобы кашица не была слишком «пресной». В процессе взбивания можно добавлять воду для достижения нужной консистенции (умеренно густая, текучая).

  3. Полученная заготовка должна настояться сутки, после чего перемешивание повторяют.

  4. Завершающим этапом переработки является процеживание суспензии через очень мелкое сито. Материал, приготовленный в соответствии с правилами, нужен, чтобы выполнить литье в гипсовые формы.

Переработка сухого сырья

Некоторые заводы изготавливают порошковый керамический шликер. Работа с таким сырьем отличается от традиционной подготовки суспензии. Как правило, сухие смеси применяются для изготовления большого количества жидкой глины. Масса замешивается в пропеллерных мешалках с добавлением воды. Для сохранения свойств и пластичности производитель регулирует состав сухого сырья.

Особенности подготовки жидкой глины

Приготовление шликера, его свойства во многом зависят от состава суспензии и качества начального сырья. Сметанообразная кашица должна иметь определенную влажность, быть насыщенной кварцем, каолином и другими веществами.

Проблемы при заливке изделий, а также с последующим извлечением возникают из-за несоответствия раствора нужным характеристикам, а именно:

  • посторонние включения;
  • неоднородность массы;
  • «тощая глина»;
  • слишком большая или маленькая влажность.

Прежде чем попасть в переработку, глина и шликер, доводятся до необходимых характеристик. Это происходит за счёт корректировки их состава, влажности, структуры.

Плотность суспензии уменьшают добавлением воды, перемешиванием и отстаиванием. Добившись показателей 30-33% влажности можно получить кашицу для фарфора, а замеры в 33-37% характерны для фаянса.

Слишком жидкий шликер, который получается, как правило, из «тощей» глины, для большей плотности смешивают с углещелочным реагентом, жидким стеклом и кальцинированной содой. В этом случае влажность кашицеобразной массы уменьшается до допустимых показателей.

От сырья до сырца

От того, как приготовить шликер зависит конечное керамическое изделие. Речь идёт не только о качестве глины или вторсырья, но и о методе их переработки.

Оставшийся вокруг гончарного круга материал подготавливают, чтобы использовать для лепки. Полученное сырьё довольно пластичное, особенно если изначально для него была выбрана «жирная» глина. В условиях небольших мастерских точно уровень влажности шликера не измеряют, а качество массы определяют по физическим свойствам.

Приготовленная из мягкого или порошкообразного материала суспензия применяется для шликерного литья. В небольших объемах для гончарных мастерских или домашних условий больше подходят пластичные куски.

Порошки же идут в переработку на предприятиях, работающих с большим количеством сырья. Растворы, полученные после размачивания, смешивания, отстаивания, заливают в подготовленные гипсовые формы.

В промышленных масштабах измерение влажности суспензии проводится обязательно.

Переработка жидкой глины технологически несложный процесс. При подготовке шликера важно представлять, что именно требуется получить в итоге и знать качество имеющегося сырья. А гончарный круг купить вы можете в интернет-магазине Колокол Мануфактура.

Свой бизнес: производство продукции из керамики

Шликерный способ производства керамических изделий

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Изготовление гончарной продукции – старейшее ремесло, известное человечеству на протяжении тысячелетий. С приходом массового производства стекла, керамическая посуда отошла на второй план. Однако в последние годы, желающих купить глиняную посуду становиться все больше, а гончарное ремесло, для многих людей переросло в прибыльный бизнес.

Популярность глиняной посуды обусловлена ее оригинальным внешним видом и домашней теплотой готовых изделий. Затейливый орнамент оригинальная форма, глянцевый блеск готовых изделий привлекаю к себе внимание пользователей, желающих купить продукцию.

Из глины можно изготавливать не только стандартные, но и дизайнерские предметы посуды, с лепными украшениями.

Тарелки, кружки, и блюдца, которые украшает объемный декор не спутать ни с чем и самое главное, что каждое изделие является авторским, что только повышает их цену.

Бизнес на изготовлении глиняной посуды ручной работы, стоит рассмотреть подробней, ведь он может стать находкой для домашних умельцев и предпринимателей, желающих начать свое дело без крупных вложений.

Бизнес на изготовлении керамики, отлично подходит начинающим частным предпринимателям или мастерам желающим, чтобы их хобби, начало приносить прибыль. Производство керамической посуды как бизнес, имеет следующие преимущества:

  • Небольшие стартовые вложения – простота производства керамической посуды, обеспечивает низкий уровень первоначальных затрат. Для открытия собственного дела, понадобиться минимум оборудования и сырья;
  • Высокая стоимость готовой продукции – цена глиняной посуды зависит от сложности ее изготовления. Как правило, декоративные изделия, ручной работы оцениваются выше литых, произведенных путем отливки в специальные формы;
  • Экономия на регистрации предприятия – для открытия собственного дела, достаточно зарегистрироваться в качестве ИП, после чего Вы получите право на продажу собственной продукции;
  • Высокая востребованность – оригинальная керамика пользуется большим спросом. Посуда из красной глины со стильной отделкой – желанное украшение современной кухни и мечта многих хозяек;
  • Низкая конкуренция – производством глиняной посуды, занимается ограниченный круг мастеров и компаний, из-за чего ниша является практически свободной. Низкий уровень конкуренции способствует успешному старту предприятия.

Несмотря на малые первоначальные вложения, низку конкуренцию и востребованность продукции, совсем небольшой круг предпринимателей задумывается о начале собственного гончарного дела.

Обусловлено это тем, что многие считают ремесло сложным, не разбираются в нем и оттого обходят стороной возможность заработка на керамики.

Эта позиция во многом оправданна, но начать свое дело можно, достаточно просто найти специалиста компетентного в данной области, знающего как делают посуду из глины и доверить организационные вопросы ему.

Технологии производства, которые подойдут Вам

Сделать посуду из глины своими руками можно используя две технологии формовки:

Лепка на гончарном круге – каждое изделие изготавливается вручную, используется эластичная твердая глина.

Технология изготовления требует наличия профессиональных навыков и умения работать с материалом. Подходит для изготовления оригинальных декоративных изделий, в том числе посуды и аксессуаров.

Более затратна по времени, каждое изделие требует обработки и доводки мастером.

Отливка в формы – для отливки используется жидкий глиняный раствор, заливаемый в специальные формы. После застывания, глина приобретает форму изделия. Технология больше подходит для массового производства. Готовые изделия имеют серийный формат и одинаковый внешний вид.

Выбирать технологию стоит исходя из собственных навыков, и возможностей затрачивать время на работу. В целом, комплекс производства гончарных изделий, включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка глины – сухая смесь заливается водой на сутки, после чего процеживается, и полученная масса отдает влагу обмотанная полотенцем еще в течение нескольких дней. Если для работ используется глиняный жидкий раствор для форм он разводиться заранее и также настаивается в течении суток;
  2. Изделиям придается форма вручную или при помощи отливочных заготовок;
  3. Выполняется обжиг керамики в специальных печах при строго определенной температуре;
  4. Посуда направляется на просушку в специальную сушильную камеру с контролируемыми параметрами температуры;
  5. На посуду наноситься роспись и глазурь после чего производиться дополнительный обжиг для затвердевания и образования прозрачного слоя глазури.

Процесс изготовления каждой партии посуды занимает несколько дней, однако технология производства требует участия человека только на первых этапах и когда производиться роспись глиняной посуды.

Мастерская и оборудование для работы

Если вы решили создать домашнюю мастерскую или небольшой завод глиняной посуды потребуются следующие приспособления и оборудование:

  • Печь для обжига глиняной посуды;
  • Камера для сушки изделий;
  • Гончарный круг или формы для отливки (можно и то и другое для ускорения процесса);
  • Ручные инструменты для работы, изготовления и резки мелких деталей.

Кроме инструментов, понадобиться сырье. Как правило, для работ используется белая глина для посуды, из которой получаются аккуратные изделия натурального белого цвета. Также для работ подойдет черная глина, голубая глина и прочие разновидности глин, различающиеся по цвету и составу.

Для придания керамике определенных характеристик прочности или эластичности необходимой на этапе, когда производится лепка посуды, применяются различные добавки. Как правило используются минеральные добавки натурального происхождения, например – кварцевый песок. Подробней о таких материалах можно узнать из профессиональной литературы.

Площадь мастерской зависит от производительности труда. В домашних условиях если работами занимается один мастер, достаточно помещения площадью 20м2.

Важно, чтобы в помещении было место для хранения сырья для приготовления глины, готовых запасов глины, было место для лепки или формовки, а также можно было разместить печь, сушильную камеру и склад готовой продукции.

При выборе помещения необходимо учитывать правила техники безопасности, так как печь для обжига работает при высоких температурах и при несоблюдении технологии может стать причиной возгорания.

Как реализовать продукцию?

Реализация продукции является важнейшим вопросом. Учитывая специфику продукции и то, что ее как правило покупают молодые люди, то лучше всего открыть интернет-магазин глиняной посуды где будут предлагаться образцы продукции из изготавливаемых Вами коллекций.

Интернет магазин можно продвигать через социальные сети, прибегнув к помощи знакомых или довольных клиентов, которые уже сделали заказ у Вас. Более того, на начальных этапах, если производство невелико, продавать товары можно сразу через аккаунт в социальных сетях. Здесь потребуется представить изготавливаемые виды глиняной посуды, а далее предлагать клиентам производство на заказ.

Таким образом, не потребуется значительного запаса готовых товаров, а все затраты на сырье будут сразу окупаться при поставке заказа.

Также с образцами товаров, можно пройтись по заведениям общественного питания.

Керамическая посуда, в последнее время широко востребована в ресторанном бизнесе, особенно в тех заведениях, которые специализируются на приготовлении восточной и азиатской кухни.

Сюда может потребоваться керамика, с традиционными восточными узорами и орнаментами, которые в достаточно количестве можно найти в сети. Также спросом пользуется посуда из белой, глины покрытой глазурью, и отличающейся оригинальным дизайном.

В любом случае реализовать собственные товары, получиться только в том случае, если они отличаются оригинальностью и в них реализованы решения способные заинтересовать клиента.

Для реализации продукции, обязательно принимать участие в местных выставках и других мероприятиях, организуемых для поддержки малого бизнеса. Здесь вполне можно найти как клиентов готовых на заказ, так и людей, которые оценят ваше творчество и будут готовы инвестировать свои деньги в его развитие.

Что нужно знать перед открытием бизнеса?

Если вы не знаете, как открыть производство глиняной посуды с нуля ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями:

  • Если Вы ничего не знаете о гончарном ремесле, но хотите инвестировать деньги в мастерскую, найдите помощника который будет специалистом в этой теме. Без настоящего мастера, сложно найти качественное и недорогое сырье, купить оборудование которое оптимально подойдет для работы;
  • Создавайте оригинальную продукцию, с собственным стилем и необычным обликом, которая позволит громко заявить о Вашем бренде и принесет узнаваемость, среди клиентов;
  • Продумайте заранее варианты маркетингового развития, не стоит спешить и открывать реальный магазин посуды из глины, для начала лучше попробовать привлечь интернет аудиторию, которая может быть заинтересована в Вашей продукции. Также, используйте потенциал заведений общественного питания. Если Вы сможете предложить им оригинальную керамическую посуду, вполне возможно, что у Вас появятся первые оптовые заказчика и постоянные клиенты;
  • При покупке оборудования, учитывайте возможность последующего расширения товарного ряда. Например, к посуде может добавиться сувенирная продукция и лучше, чтобы оборудования для работы и производства керамики подходило и для нее;
  • После того, как сможете изготавливать качественную посуду в массовых объемах, начните участвовать в местных и региональных выставках, ярмарках народного творчества, ремесла, а также в выставках представителей малого бизнеса. Такие мероприятия, часто привлекают инвесторов энтузиастов, готовых вкладываться в оригинальные бизнес решения.

Мастерская по производству керамики – это оригинальное решение в развитие собственного бизнеса. Начав развивать это направление, уже очень скоро Вы получите первых клиентов и заказы. При грамотном маркетинге и развитие, Вы наверняка добьетесь достойных показателей прибыли, окупите производство в сжатые сроки и начнете получать стабильный доход.

От хобби – к бизнесу: как устроена студия авторской керамики

12 мая 2016

Вячеслав Смородин – о том, что нужно для запуска собственной мастерской

IT-инструменты, которые использует Вячеслав Смородин

  • Diafan.cms
  • Instagram
  • LinkedIn

В питерской студии «Кукла-Арт» клиент может заказать художественную керамику для декора интерьера, коллекции или подарка. Заказчику предложат несколько эскизов будущего изделия и изготовят черновой вариант из глины.

Каждый этап работы фотографируется и отправляется клиенту. А он может вносить изменения до тех пор, пока не начнётся обжиг изделия. О том, какой эффект приносит такая тесная работа с заказчиками, порталу Biz360.ru рассказал основатель студии керамики «Кукла-Арт» Вячеслав Смородин.

Досье

Вячеслав Смородин, 36 лет, по образованию фотограф. Почти сразу после окончания училища стал трудиться в сфере энергетики из-за невозможности найти работу по специальности. Имеет неоконченное высшее техническое образование.

До осени 2015 года работал на одном из предприятий начальником строительно-монтажного управления. В начале 2015 года вместе с супругой Ольгой Мыльцевой открыл керамическую мастерскую  «Кукла-Арт» в Санкт-Петербурге.

Вложения в проект составили около 200 тысяч рублей.

Из найма – в собственное дело  

У Вячеслава Смородина и его супруги Ольги Мыльцевой нет профильного художественного образования. Так получилось, что оба они увлеклись керамикой, будучи занятыми в других сферах, — у Ольги был небольшой салон красоты, а Вячеслав работал на предприятии малой энергетики. 

Вячеслав с детства увлекался дизайном, а Ольга рисовала. Несколько лет назад она зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», где творческие люди выставляют для продажи собственные изделия. Ольга предлагала на этой площадке свои картины, которые  рисовала в свободное время ради удовольствия. 

Вскоре там же появились вещи, предназначенные для декора. Их Ольга делала из самозатвердевающей глины. Такое изделие лепят из глины, а потом раскрашивают красками. Никакого обжига данный материал не требует. 

К вещам из самозатвердевающей глины появился интерес со стороны друзей и знакомых, потом возникли сторонние клиенты, а чуть позже — даже корпоративные заказы; например, подмосковная фабрика колбасных изделий заказала 200 забавных поросят. Выполнение этого заказа растянулось на два месяца. 

Тогда-то у супругов и возникла мысль сделать своё хобби основным источником дохода. К воплощению этой идеи они подошли очень тщательно. Решили делать керамические изделия, соблюдая все нюансы технологического процесса. Чтобы проверить, будет ли спрос на них, выставили на «Ярмарке мастеров» первые изделия из керамики. Покупатели и заказчики на них нашлись довольно быстро.

Шликерное литье

Шликерный способ производства керамических изделий

Шликерное литье — это техника изготовления гончарных изделий путем литья в форму, без использования гончарного круга или ручной формовки. Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских предметов.

Шликерное литье

Форма, или оправка, изготовляется из гипса. После того, как в оправку заливают шликер, она впитывает в себя воду. Глина оседает и застывает на внутренней поверхности формы, повторяя ее рельеф в малейших деталях.

Состав шликера

Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой.  Обычно ее разводят до консистенции сметаны или густых сливок.

Состав шликера для литья

Шликер готовят на основе одного или нескольких видов глины, добавляя песок, шамот, электролиты и красители. Для разных видов изделий выбирают наиболее подходящий для них состав.

Технология шликерного литья

Процесс шликерного литья базируется на  двух физических явлениях: способности гипса впитывать воду и способности глины отдавать воду. Возможно изготовление двух классов отливок: тонкостенные и толстостенные (полнотелые).

На фоне технологий гончарного круга или ручной лепки процесс выглядит достаточно сложным. Применение его требует определенных навыков и опыта. Даже опытным мастерам обычно приходится дорабатывать отливочные формы.

Весь технологический процесс от начала разработки эскиза до получения готового изделия может занять до нескольких недель.

Сначала необходимо разработать эскиз. При разработке нужно учесть требования выбранной технологии, предусмотреть в форме литники достаточного  сечения и в местах, обеспечивающих наилучшее заполнение оправки и прилегание к модели.

Пример эскиза для шликерного литья

На основе эскиза можно приступать к изготовлению модели. Модель является точной копией будущего изделия, но отличается от него чуть большими размерами. Это припуск на неизбежную усушку в ходе обжига.

Модель шликерного литья

Модели делают из таких материалов, как пластилин, гипс, дерево, керамика или силикон. Используя модель, мастер делает разборную форму из гипса.

Другие материалы, доступные в условиях мастерской, для оправки не подходят, поскольку только  гипс обладает уникальным свойством всасывать воду из шликера.  Форма разбирается, модель извлекается.  Оправка готовится к литью.

Шликер разводится и тщательно перемешивается непосредственно перед отливкой.

Собственно литейный процесс состоит из следующих этапов:

  • Заливка шликера в форму
  • Удаление избытков раствора
  • Подсыхание отливки
  • Отделение отливки от стенок формы.

После подсушивания разъедините части формы и осторожно  извлеките изделие. Отливка подсушивается, при необходимости правятся недостаточно проработанные детали.

Впоследствии отливку нужно обжечь в муфельной печи, как и изделие, выполненное на гончарном круге или ручной формовкой.  Изделия, выполненные методом шликерного  литья, также можно покрывать глазурью. Глазурный шликер наносится на поверхность. После этого проводится повторный  обжиг изделий. Компоненты глазури спекаются, образуя тонкий и гладкий стеклообразный слой.

Оборудование и материалы для литья

Для литья используется шликер  определенной консистенции. На ощупь он должен быть маслянистым. В состав шликера, помимо глины и воды, включают различные добавки, меняющие консистенцию и другие свойства суспензии. В качестве добавок используют

Шликер для будущего изделия

  • Другие сорта глины
  • Песок
  • Шамот
  • Электролиты
  • Красители

Важнейшим оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления напрямую зависит качество конечного изделия.  В шликерном литье применяются  гипсовые формы. Оправка обычно делается из двух частей.

Для точного совмещения двух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — соответствующие им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепляются резинками.

Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным сроком службы,  и при планировании выпуска  больших партий (например, изразцов) необходимо предусмотреть изготовление нескольких оправок на каждое изделие.

Формы для шликерного литья

Важно! Форму необходимо делать только из высококачественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать посторонних включений и комков. Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

Формы, пришедшие в негодность, можно  раскрошить молотком, просеять через мелкое сито и добавлять в гипсовый раствор для отливки новых оправок в пропорции не более чем 1:10.

Загустевание раствора в форме

Раствор  может загустеть, просто находясь в оправке. Поэтому перед сливом лучше активировать залитый в форму шликер путем легкого взбалтывания, вращения  или легкого потряхивания

Забивание литника

Если применяется форма с небольшим литником, до начала слива нужно прочистить отверстие тонким шпателем.

Очистка отверстия тонким шпателем

Забилось отверстие литника

Некоторые начинающие мастера  вырезают кратер литника, не притрагиваясь к отверстию и боясь нанести вред отливке. Чтобы отверстие литника оставалось свободным, можно вставить в них  обрезки коктейльных трубочек.

Забилось отверстие литника

Форму нужно перевернуть над емкостью для слива и ровно и сильно подуть в трубочку. Важно добиться полного вытекания. Особо внимательно надо относиться к формам сложного рельефа.

После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой. В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность.

Установка формы после слива шликера в исходное положение

После слива раствора форму надо установить в перевернутом положении. Если вернуть ее в исходное, образуются потеки шликера по стенкам изделия, и толщина стенок меняется. Разная толщина стенок  приведет к росту напряжений в ходе обжига и даже возникновению трещин вдоль потеков. Отливка может быть безнадежно испорчена.

Неполное слитие шликера из формы

Неполный слив также может привести к потекам и трещинам при обжиге. Если сливается изделие замысловатой конфигурации, при сливе форму лучше встряхивать под разными углами, добиваясь полного слива шликера.

Особенности тонкостенного литья из шликера

Если необходимо получить тонкостенное изделие, важно помнить, что после заливки гипс сразу же начнет высасывать воду из шликера.

В зависимости от времени нахождения раствора в форме меняется толщина стенок сосуда или фигурки.

Глина осаждается на стенках формы с определенной для каждой конкретной конфигурации и конкретного состава раствора скоростью. Соответственно нарастает и толщина черепка.

Тонкостенное шликерное литье

В ходе пробной заливки шликер наливают в оправку до верха. Каждые 5 минут штангенциркулем измеряют толщину осажденного слоя.  По результатам измерений  мастер может рассчитать время, необходимое для получения заданной толщины стенки. Полностью напитанный влагой гипс перестает впитывать воду, но в случае тонкостенных сосудов ввиду относительно малого объема черепка этого не стоит опасаться.

Применение шликерного литья

Шликерное литье из глины применяется достаточно широко как в промышленности, так и в художественных промыслах.

Промышленное производство охватывает санитарную керамику, производство фигурных элементов отделки помещений, плитки и печных изразцов.

Высоковольтные изоляторы

Отдельно стоит отметить производство высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы сочетают доступную цену с отличными электрическими характеристиками, устойчивостью к перепадам температуры  и отменной долговечностью. Недостатком же их является высокая хрупкость. В последнее время они стали уступать свои позиции на рынке изделиям из современных пластиков.

Сделай своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: